Инструкция Верховного командования Войска Польского по ведению пропагандистской деятельности в лагерях для военнопленных на Украине

16 апреля 1920г.

Инструкция для офицеров II отдела по ведению пропаганды в концентрационных лагерях пленных

1. Пленные, прибывающие в концентрационные лагеря, подлежат сортировке на тех:

а) кого следует отправить в тыл,

б) кого можно отправить на передний край и отпустить на свободу.

Относительно "а)". Офицеры, инструкторы, солдаты специльных служб, врачи и санитарная служба, комиссары и политические руководители, идейные коммунисты (член комячеек), выходцы из Восточной Галиции.

Относительно "б)". Все остальные солдаты, за исключением выходцев с территорий, уже занятых польскими войсками, которые после соответствущей разъяснительной работы отпускаются домой.

2. Проводящие сортировку офицеры должны обращать особое внимание на происхождение солдата, особенно тщательному отбору должны быть подвергнуты солдаты нерусской национальности, такие как евреи, латыши, венгры и т.д., а также солдаты-рабочие из горожан.

3. После завершения сортировки солдат, предназначенных к освобождению, их следует полностью изолировать от других.

4. Отношение к ним, нормы продовольственного снабжения, поведение конвоя должны быть наилучшими. Но более близкие контакты с нашими солдатами разрешать не следует.

5. После проведения изоляции следует начинать разъяснительную работу среди солдат в следующем направлении:

а) Почему Польша отпускает пленных?

Здесь следует обратить их внимание на то, что мы не хотим войны с русским народом, мы желаем, чтобы он вернулся к мирному труду, хотим добрососедских отношений и убеждать их в том, что мы им не враги.

б) Почему у солдата отбирают обувь и шинели?

Это делается только для того, чтобы помещать комиссарам вновь отправить его в армию. Таким образом мы защищаем его от дальнейшей воны и несчастья.

в) Что он должен повторить своим товарищам?

Поляки хорошо обращаются с пленными, выпускают их на свободу, воюют только с комиссарами.

г) Чего хочет Польша?

Она желает мира, справедливости, демобилизации Красной Армии, чтобы не было угрозы войны в будущем, свободного волеизъявления населения. Мир без аннексий и контрибуций.

д) Кто виноват в продолжении войны?

Комиссары хотят войны, так кк благодаря ей удерживаются у власти. Они сорвали переговоры, когда увидели, что не согласятся на справедливые требования Польши. Коммунисты - враги народа, так как толкают его на гибельную войну.

е) Дальнейшая судьба России в случае продолжении войны?

Усиливающаяся нищета, голод и болезни, отсутствие транспорта, промышленности, стредств для жизни. Истребление русского народа. Отдача его в неволю чужим. Немцы, евреи, китайцы как угнетатели России. Вышеперечисленные темы следует развивать и рассматривать с самых разных сторон, в зависимости от уровня слушателей, а также социальных категорий, к которым они относятся. Следует особенно использовать национальные антагонизмы, а также между селом и городом.

6. Пленного следует склонить к немедленной отправке домой. Для этого хорошо объединять в одну партию пленных, выходцев из одной губернии, чтобы облегчить им путь.

7. После проведения устной агитации кадого пленного следует снабдить соответствующей пачкой воззваний. истовок не должно быть более 100 штук, и они должны отличаться по содержанию. Каждый пленный должен обязательно получить 5 штук специально издаваемой для пленных брошюры. Конвоирующий офицер должен перед их окончательным отпуском проконтролировать, у всех ли есть врученные им листовки, и еще раз проинструктировть их, как распространять листовки, подчеркивая, что в них они и их товарищи найдут ответы на мучающие их вопросы.

8. Кроме того, каждый солдат, отпущенный на свободу, получает пачку табака, спички с соотвествующими этикетками, а также 3 пачки папиросной бумаги, на которой будут печататься короткие листовки. В случае присутствия офицера II отдела в конвое следует эит вещи выдать непосредственно перед переходом неприятельской линии фронта, в противном случае - при выходе группы из лагеря.

CAW.4 Armia. I.311.4.458.

Hosted by uCoz